История войлока

История войлока История войлока
Пятница, 18 Ноябрь 2011

Манящая бесконечность… степь… океан пространства до краев наполненный цветом, запахами, звуками, жизнью. От Атлантического океана до Тихого, протянулся великий степной коридор, который опоясывает всю Северную Евразию. Здесь жили полулегендарные племена воинов и кочевников, они были свободны как ветер, гуляющий по степи, потому что только в движении была их жизнь, и не знали они другого дома кроме войлочного. Спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, войлок был свидетелем свадеб, рождения и смерти, великих военных походов, религиозных таинств, общения с богами. Войлок оберегал от холода и невзгод, от злых духов и вражеских стрел, все в их не легкой жизни было связано с войлоком.

Шерсть - единственный материал, из которого можно валять войлок, лучше всего для этого подходит шерсть овцы. Шерстяные волокна состоят из кератина и волокнистого белка, мягкие упругие волокна удерживают тепло и не пропускают влагу. Овечья шерсть обладает уникальным свойством. Покровный волос имеет чешуйчатый слой – кутикулу, благодаря ему, шерстяные волокна сцепляются друг с другом под воздействием горячей воды или пара, давления и трения. На этом и основан принцип валяния, с помощью которого изготавливается войлок.История войлока

История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э. Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстил.

Изобретение войлоков, произошло гораздо позже чем ткачество, которому по меньшей мере 20 тыс. лет. Причина этого в том, что войлоковаляние не могло существовать до момента пока не получило своё развитие овцеводство. Шерсть дикой овцы не валяется, у неё нет чешуек которые позволяли бы волокнам сцепляться друг с другом, поэтому было необходимо вывести домашние породы овец. Помимо этого требовалось еще и очень большое количество шерсти, к примеру, на изготовление покрытия юрты нужно как минимум 100 кг. шерсти, соответственно необходимы большие отары. Хотя овца была одомашнена достаточно рано, организация овец в стада не могла существовать без одомашнивания лошади, что произошло примерно в 5-6 тыс. до н.э. это время и принято считать рождением войлоковаляния, когда производство локального типа приобрело массовое и жизни-определяющие значение.

Войлоковаляние - древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока.


Первые войлоки

Самые первые войлоки определяются как работа протоиранских племен, и датируются археологами 3 тыс. лет до н.э. найдены были на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния дошла и до наших дней, характерна она для народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии. Одними из ярких носителей иранской традиции войлочного производства стали туркмены.

С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много. Наиболее известны способы:

  • вваливание узора
  • аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только шерсть, но и другие материалы - ткань, кожа
  • мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка
  • иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
  • изредка встречается роспись

Легендарные Скифы – Скотоводческие племена. Многочисленные изображения на скифских золотых изделиях свидетельствуют о существовании у северных кочевников большого количества войлочных изделий, а Геродот описывает, как Скифы носят войлочные шапки и кафтаны, живут в войлочных шатрах.

История войлока | Сюнский войлокНастоящий переворот в представлении об искусстве войлоковаляния у ранних кочевников, произошел с открытием царских Пазырыкских курганов на Алтае, датируемых 6-4 вв. до н.э. Сложно-декорированные войлочные изделия являются самыми известными войлоками в мире. Сделанные они из тонких 1-2мм толщиной панелей, украшенных аппликацией войлок по войлоку, изредка дополняемых вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром, или вырезанными из золотой фольги деталями. Прекрасная сохранность, непревзойденные технические качества, исключительная красота и особая аура скифской культуры. Тип войлока, который отличается тончайшей аппликацией, стал называться “пазырыкской линией”, но поистине культовым для любителей войлока во всем мире, стал огромный более 30 кв. м. войлочный занавес, изображающий сцену предстояния всадника перед божеством.


История “Сюнской” традиции войлоковаляния

Толстое многослойное войлочное полотнище крытое тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты, украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий, найденных в курганах Ноин-Улы (хунну, 2—1 вв. до н. э.) во внутренней Монголии.История войлока | Сюнский войлок

Сюны, народ который отличался воинственностью и приверженностью кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие ткачества. Единственным текстилем который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной юрты Чингисхана крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые наследники и продолжатели “сюнской” традиции войлоковаляния. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: Тибетцы, Тувинцы, Алтайцы, Казахи. Сюнская манера войлоковаляния распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни.

Там где когда-то зародилась сюнская традиция войлоковаляния, она продолжает жить и теперь, в современной Бурятии. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Первичная обработка шерсти у бурят такая же как и у других народов занимающихся войлоковалянием.

Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлока достаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км. В кочевом быту требовалось много войлока, но как бы не был важен войлок для юрт, без войлочных кошун небольшого размера, было не обойтись, они использовались для внутреннего убранства бурятского жилища. На войлочных матрасах спали, на войлочных ковриках ели, войлок любовно украшали. Женщины терпеливо стежок за стежком самодельными нитками из сухожилий лошадей и диких животных простегивали древние узоры, оберегая себя, семью, весь род от сил зла, надеясь на лучшее. История войлока Так войлок становился не просто посредником между человеком и богами, но и добрым духом и хранителем жилищ. Возведение юрт требовало немало усилий и мастерства. Деревянно-решетчатый каркас собранный и связанный покрывался войлоком, который состоял из отдельных кусков разного размера и назначения. Крыша покрывалась четырьмя полукруглыми кусками войлока образующими два слоя мягкой кровли. Они перекрывали загнутые края стеновых покрытий так, чтобы дождь и снег не попадал внутрь жилища. Стены обтягивались тремя прямоугольными полосами, верхний край которых заходил на потолочные шесты. После закрепления покрытия его обвязывали сверху волосяными веревками. Самый низ обтягивался двумя узкими и длинными кусками войлока, которые имели значения утеплителя и отдушины. Только на строительство одной не большой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты. Когда со временем у Бурят появились деревянные дома, своим видом они напоминали юрту.


Войлок в жизни славянских народов

Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали не понаслышке, умели делать и его, и полувойлоки характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.

Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с 12 века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории старой Ладыги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой 8 веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено, значит ли это, что в знаменитых валенках наши предки не ходили? До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно, шерстяную ткань типа сермяги. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства.

Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлок верно служил им в этом деле. Из него делались мягкие подклады для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой.

Сколько тысячелетий войлоку? Где его начало? Сумеем мы сохранить то, что досталось нам от предков?
За последние несколько лет, искусство войлока переживает свое второе рождение. Раз освоенное человеком войлочное производство не прерывалось никогда, и почти не изменялось за прошедшие века, только вот из разряда простого ремесла войлоковаляния давно перешло в ранг высокого искусства.
Как создают современные художники по войлоку? Рисуют? Лепят? Поют? Сочиняют? …всего понемногу… ведь они валяют войлок.

 

По материала научно-познавательного фильма “История войлока” 2002г.

Будем очень благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: